Жизнь в офлайне «Общественного холодильника» – совместного проекта сети благотворительных магазинов «Спасибо!» и сетевого фудшеринга была яркой, но недолгой. Это я предчувствовала сразу. Не накаркала, а именно предрекла.

Получилось так: анонс события пресс-служба проекта «Спасибо!» разослала за несколько дней. В тексте было описание проекта и контактный телефон Саши Легкой – девушки, которая организовала группу фудшеринга ВКонтакте. В группе люди уже давно обмениваются едой, с ними сотрудничают веганские кафе, пекарня. Как оказалось, в одном из хостелов на Лиговском проспекте каждую субботу кормят всех желающих бесплатным обедом из продуктов, полученных именно способом фудшеринга. Но эту историю особенно не афишируют. А вот про «Общественный холодильник» разослали всем журналистам.

Я накануне позвонила Саше и среди прочего задала вопрос про Роспотребнадзор – есть ли разрешение. Знают ли чиновники о проекте. Получив ответ, что не знают, но устроители «Общественного холодильника» надеются, что чиновники их поймут, я расстроилась, сказала, что Роспотребнадзор приедет к холодильнику, как только узнает, и отнюдь не с целью положить туда продукты.

Суббота. Открытие

img_9829«Общественный холодильник» был открыт в одном из магазинов сети «Спасибо!» на 8-й линии Васильевского острова, 55. Событие пришлось на выходной день – 13 ноября и прошло необыкновенно радостно. Украсили крыльцо шариками, принесли продукты – веганские супы и салаты, йогурты, немного фруктов.

Журналистов было столько, словно «Спасибо!» собрался посетить чиновник очень высокого ранга. Саша Легкая непрерывно давала комментарии, а у крыльца уже топтались пожилые люди – новость разнесли проводное радио, которое работает на кухнях петербургских коммуналок и во многих квартирах пенсионеров на окраинах, а также телевидение и бесплатные газеты. Поэтому пенсионеры приехали за бесплатной едой, одна дама даже с тележкой. Волновались: нужен ли паспорт, нужна ли справка о размере пенсии? Их успокаивали – никаких справок и паспортов, все радостно и бесплатно! Пожилые женщины охотно разговаривали, хотя стеснялись  говорить на камеру. img_9830«Вдруг дочка увидит – заругает!», – сказала мне одна из женщин. Понятно, что с голоду они не умирают, но пенсии маленькие, на них не разгуляешься. Да и если что-то где-то дают бесплатно, то эти женщины, закаленные в советских очередях, непременно постараются прийти туда и получить то, что можно получить бесплатно. Но пенсионерки радовались и возможности пообщаться, поговорить с молодыми журналистами – потому что им хотелось говорить с молодыми людьми, нравилось быть в центре внимания, хоть они поначалу и отворачивались от камер. На короткое время они, именно они были интересны вот этим молодым, которые в обычной жизни их не замечают. Они слушали про «Спасибо!», жаловались на маленькую пенсию, пробовали и потом с удовольствием пили свежесваренный безалкогольный глинтвейн, который разливали сотрудницы «Спасибо!». В общем, была такая милая тусовка. img_9866Саша Легкая отвечала на вопросы – о том, что уже набралось много волонтеров, которые ежедневно будут следить за чистотой и наполняемостью холодильника, что туда нельзя класть мясо, рыбу и яйца, что продукты должны быть маркированы и т.д. Что этот холодильник первый, но будут еще…

Ксения Чепига, сотрудница «Спасибо!», говорила, что холодильник купили своими силами, что приняли решение очень быстро. Я опять спросила про надзорные органы. Мне опять ответили, что их не уведомляли. И я снова сказала: «В понедельник к вам придут».

Из холодильника всю еду мгновенно разобрали.

Понедельник. Закрытие

img_9843На следующий день было воскресенье, и к холодильнику шли и шли пенсионеры, а волонтеры едва успевали его наполнять. В Интернете уже появилось море публикаций. Написала свой текст и я, мне не хотелось писать про отсутствие  разрешения от Роспотребнадзора – про наш первый разговор с Сашей Легкой я упомянула еще в новости про грядущее открытие проекта. В тексте я писала о другом. Мне было важно сказать о том, что в Ленинграде всегда было особое отношение к еде, хлебу, продуктам. Дважды в XX веке – в двадцатые годы и блокадную катастрофу – переживший голод Петроград–Ленинград–Петербург выработал свой кодекс. До сих пор еще для многих жителей выбросить хлеб невозможно, и объяснять не надо – почему. И меня радовало, что не съеденная хорошая еда будет попадать в общественный холодильник, а не на свалку. И еще меня радовало, что проект фудшеринга существует и вот выходит в офлайн в стране, которая давит бульдозерами санкционную еду, уничтожает продукты, хотя среди ее граждан свыше 22 миллионов бедняков. Этот милосердный проект молодых людей был, на мой взгляд, тихим, но твердым ответом на это безумие. Почему был? Потому что наступил понедельник.

В понедельник я оказалась на Васильевском острове по другим журналистским делам и решила заглянуть на 8-ю линию, 55. Там стояло несколько пенсионеров, коллега-фотограф, не сумевшая прийти на открытие и добравшаяся до съемки холодильника только сейчас. Никто не поднимался на крыльцо. У холодильника стоял мужчина и фотографировал телефоном. «Роспотребнадзор протокол составляет», – сказала мне коллега. Я поднялась, попросила чиновника дать комментарий. «Не уполномочен», – сказал он. Я зашла внутрь магазина – несколько чиновниц составляли бумаги, говорить со мной отказались и повернулись спиной, хотя я представилась. «Через пресс-службу», – отвечали они. Пресс-служба целый день «посылала», ссылаясь на невозможность ответить, как умеют у нас пресс-службы. Потом, уже к вечеру сказали отправить письменный запрос по факсу – ответ в установленной законом форме в течение недели. Другие коллеги все же дозвонились – им милостиво сказали, что да, закрывают «Общественный холодильник», хотя и так все было ясно.

img_9824-1Доводы Роспотребнадзора просты – проект, конечно, хороший и добрый, но вот без разрешения у нас такое нельзя, нет гарантий, что кто-то кого-то не отравит. Да, когда Роспотребнадзор составлял бумаги, к магазину подъехал джип, из которого вышел мужчина в яркой куртке: «В соцстях прочитал про «Общественный холодильник», вот несколько ящиков йогуртов привез». Мы помогли ему сгрузить ящики прямо на снег, объяснили ситуацию. Он уехал. А мы с коллегой-фотографом попросили пожилых разобрать йогурты. И побыстрее. Йогурты были дорогие, срок их хранения истекал лишь 27 ноября, а на дворе было 15-е. Пожилые женщины наклонялись в снегу – был снежный день, разбирали продукты. Они не покупали себе такого – дорого, да и в дешевых магазинах эта линейка йогуртов не продается, никогда они таких не видели. Я тоже взяла один. Съела утром на завтрак – отличный вкусный йогурт.

Другой менталитет

img_9861«Цель движения российского фудшеринга – связать людей, магазины и кафе, которые хотели бы максимально быстро и эффективно освободить полки, витрины и холодильники для новой партии продуктов, с волонтерами, готовыми, следуя определенным правилам, ответственно использовать еду, которая может быть просто выкинута, а может накормить других, – написали организаторы закрывшегося проекта на страничке «Спасибо!» в соцсети. – Мы хотели создать общественный инструмент взаимопомощи, но осознали, что на сегодняшний день при требованиях текущего законодательства это совершенно невозможно. Создатели проекта надеются, что им удастся найти законодательно приемлемый формат».

Александра Легкая напомнила, что с проектом фудшеринга, который развивается в Сети, сотрудничают известные кафе, ежедневно удается обеспечивать качественной бесплатной едой до полусотни людей: «Неприятных инцидентов никогда не было, люди были очень благодарны. С открытием «холодильника» мы надеялись выйти на новый уровень охвата людей».

А вот что рассказала Алина Орлова, продавец магазина, где был установлен общественный холодильник: «Вчера, после того как холодильник опечатали, к нам за едой зашли примерно человек тридцать, в большинстве совсем бедные и очень старенькие бабушки. У одной удалось узнать возраст (ей 85!). Три бабули специально приехали из Купчино. Человек 10–15 хотели сдать еду в холодильник. Парочка обычных людей, а вот остальные, похоже, от каких-то заведений. Вечером пришли волонтеры с огромными пакетами с продуктами, поставили их возле опечатанного холодильника и не успели отвернуться, как еду разобрали. Ею и в течение дня обменивались вне холодильника.

Проект классный, и будет очень жаль, если вся идея «уйдет в небытие». Бабушки были очень рады идее, говорили, что не хватает денег на еду, а этот холодильник был бы реальной помощью. Было бы очень здорово организовать некий центр выдачи еды. Сохранить принцип фудшеринга, но организовать все необходимые проверки и помещение. Да, сложней и затратнее, но идея сохранится».

img_9822«В перспективе проект мог бы стать очень сильным. Я не соглашусь с теми, кто считает, что «у россиян другой менталитет», и еду не стали бы приносить. Во-первых, менталитет формируется во многом внешней средой и может измениться, во-вторых, опыт благотворительного магазина «Спасибо!» показал, что россияне – отзывчивые и восприимчивые к новым механизмам социального взаимодействия и помощи, – высказалась Юлия Кулешова, руководитель проекта «Спасибо!». – Например, в августе «Спасибо!» перечислил в благотворительные фонды Петербурга 557 000 рублей и раздал нуждающимся 14 тонн одежды, и все это благодаря одежде, которую совершенно бесплатно пожертвовали горожане. А ведь когда мы в 2010 году открывали «Спасибо!», все также хором говорили про «какой-то не тот менталитет». Идея невероятно востребована, и может быть, мы сможем найти какие-то варианты, и Петербург обретет еще один важный проект».

Текст и фото: Галина Артеменко