Верно ли утверждение, что sharing economy (которую также называют экономикой доступа) – растущий рынок?
Согласно данным PwC, в 2013 году пять основных секторов sharing economy (включая каршэринг [2] и аренду жилья) дали 15 миллиардов долларов выручки в глобальном масштабе, а к 2025 году те же пять секторов могут потенциально принести уже 335 миллиардов долларов. Более того, sharing economy начинает составлять конкуренцию традиционной модели экономики, и это говорит о том, что нам всем стоит получше познакомиться с данным явлением. Эта конкуренция выражается, например, в конфликтах между традиционными секторами бизнеса, государством и сервисами sharing economy (наиболее яркий пример – массовые протесты таксистов и суды против сервиса Uber), и даже в новых терминах, таких как «уберизация экономики» [3].
Узнать, что такое sharing economy, какие у нее есть конкретные проекты и сервисы, как она влияет на нашу жизнь, какие у ее развития есть особенности в России, можно, прочитав статью исследователя Анны Майковой, выпускницы Института «Стрелка».
Мы же обратимся к теме нашей статьи – чем может быть полезна тем, кому за 45.
Проблема в том, что люди уходят на пенсию с огромным социальным багажом, жизненными силами и энергией. Часто они не готовы уходить на отдых, а хотят оставаться востребованными и полезными. Если они хотят сохранить достойный уровень жизни, но у них нет для этого достаточных сбережений или пассивного дохода, они вынуждены думать об источниках дополнительного заработка. В России, где пенсионные выплаты крайне низки, эта проблема стоит очень остро.
Еще одна проблема – это эйджизм (ageism – от англ. age, возраст), стереотипное восприятие людей определенного возраста и связанная с этим дискриминация человека на основании возраста. Одно из проявлений эйджизма – это ситуация на рынке труда, когда людям пожилого возраста труднее найти новую работу или сменить место работы, так как предпочтение отдается более молодым кандидатам. По данным финского профсоюза PRO, дискриминация по возрасту проявляется, например, в прекращении обучения рабочих старше 40 лет.
Бурно развивающийся сегмент сервисов и платформ sharing economy может стать для тех, кому за 45, источником возможностей продолжать быть социально и профессионально активными и находить новые способа заработка.
Согласно индексу предпринимательской активности Кауффмана (the Kauffman Index of Entrepreneurial Activity), в 2015 году люди в возрасте 55–64 года составили около 26% инициаторов новых бизнесов (по сравнению с 15% в 1996 году).
Зарабатывание через платформы sharing economy – это микропредпринимательство. Для людей, вышедших на пенсию и желающих продолжать трудовую деятельность, это может стать альтернативой работы на полный день или традиционного предпринимательства, которое часто требует начального капитала.
Давайте посмотрим на мировые тенденции в этом направлении.
Согласно данным доклада PricewaterhouseCoopers, выпущенного весной 2015 года, 7% американцев считают себя «поставщиками» сервисов sharing economy, из них 24% составляют люди старше 55 лет и еще 14% – люди от 45 до 55 лет (то есть почти 40%).
Согласно данным портала Time.com, 10% тех, кто сдает свое жилье через Airbnb, – это люди старше 60 лет. Согласно свежему исследованию Airbnb, в Америке «хосты» (сдающие жилье) старше 60 лет составляют 13%, и их количество растет быстрее, чем в других возрастных категориях. Airbnb рассказывает о том, что сдача жилья в аренду помогает людям справляться с нуждой: 53% «хостов» говорят, что, принимая гостей, они тем самым сохраняют за собой жилье, у 52% «хостов» доход от низкого до среднего.
Согласно данным, опубликованным на сайте Uber, около 25% водителей сервиса – люди старше 50 лет.
Вот примеры занятий в секторе sharing economy, которые активно используют люди старше 55 лет на Западе и которые приносят им доход: они сдают в аренду свое жилье (с помощью сервисов типа Airbnb), сдают в аренду машину или сами работают водителями (с помощью сервисов типа RelayRides, Uber, Lyfyt и других); присматривают за домашними животными, если хозяевам нужно уехать (портал DogVacay), сдают в аренду различные вещи, нужные в домашнем хозяйстве (сервис SnapGoods). Они также обучают различным навыкам на сайтах типа Skillshare.com с платным доступом к видеоурокам; выполняют самые разные задачи, которые одни люди готовы поручить другим за плату по договоренности (Taskrabbit.com).
Time.com приводит в качестве примера мужчину 67 лет, который зарабатывает до 10 тысяч долларов, создавая на заказ короткие истории и сценарии и продавая их на сайте Fiverr.com (очень известный сервис, где можно продавать все, что угодно, за $5).
Давайте посмотрим, какие аналогичные возможности есть сегодня в России.
Если говорить о российских платформах подобного плана – это та же www.airbnb.ru, которая помогает сдавать свое жилье в краткосрочную аренду, в основном, путешественникам.
Среди сервисов, которые позволяют, имея собственное авто, зарабатывать в качестве водителя, – Yandex такси, GetTaxi и Uber (правда, в марте этого года Департамент транспорта Москвы заставил последний заключить соглашение о том, что водители будут обязаны иметь лицензию).
В мире активно развиваются сервисы для аренды на время (как с оплатой, так и бесплатно) самых разных вещей. Примеры российских сервисов, к сожалению, пока не очень крупных – rentmania.org и www.arendorium.ru.
С одной стороны, для того, чтобы получить прибыль от участия в sharing economy, нужно иметь ресурс, который может тебе эту прибыль приносить. Этот ресурс может быть у пожилых людей – например, свободная площадь в доме (из которого уехали дети) или машина, которая уже не используется так часто в связи с выходом на пенсию.
В то же время это могут быть конкретные навыки или просто свободное время и свободные руки.
Один из популярных проектов – российский сервис YouDo.com, с его помощью можно найти помощника в разных делах (или самому стать таким помощником) за определенную плату, которую предлагает ищущий помощь. На сайте 14 категорий возможных занятий – от помощи в быту до требующих профессиональных навыков (веб-разработки, юридическая помощь и др.).
После получения помощи участники оставляют отзывы. Создатели проекта говорят об экономии до 70% средств на получении услуг, сам сервис взимает определенную комиссию. Платформа объединяет уже более 50 тысяч участников. По словам авторов проекта, большинство людей, которые выделяют на такую подработку часть своего времени, зарабатывают 30–50 тысяч рублей в месяц. А средний чек растет и составляет, по утверждению создателей, более 2 тысяч рублей.
Сервисы sharing economy дают возможность не только заработать, но и самореализоваться и создать новые социальные связи, которых может не хватать людям старшего возраста, живущим в одиночестве.
Также есть сервисы, которые помогают малообеспеченным людям. Например, можно бесплатно получить разные нужные вещи от других людей через сервис darudar.org.
Возможно, кто-то возразит, что включение в рынок sharing economy требует активного использования Интернета, а это может оказаться проблемой для людей пожилого возраста.
Однако согласно исследованию Яндекса 2015 года, посвященному развитию Интернета, доля пользователей старшей возрастной группы растет год от года, также растет аудитория и проникновение Интернета в России. По данным исследования РосИндекс компании Synovate Comcon на март 2015 года, в аудитории 55+ отмечается рост пользования Интернетом: уже каждый третий пользуется Интернетом хотя бы раз за три месяца. Отмечается, что для онлайн-аудитории 55+ кроме поиска и почты наиболее актуальными оказались социальные сети (44% группы пользуются ими).
Для тех, кто хочет освоить интернет-технологии, есть различные возможности. Например, курсы компьютерного обучения в центрах социального обслуживания. Телеком-компании организуют проекты для людей старшего возраста, например, проект компании МТС «Сети все возрасты покорны» (на сайте можно найти уроки интернет-грамотности).
Sharing economy меняет нашу жизнь прямо сейчас, какого бы возраста мы ни были. Она может принести в нашу жизнь новые возможности, если мы к ним открыты и находимся в их поиске.
Известный футуролог Томас Фрай в своей статье о профессиях будущего говорит о возможной новой профессии, связанной с долевой экономикой, opportunity spotter – «обнаружитель» или «охотник» за возможностями.
Можно не ждать появления такой профессии, а начинать самому прямо сейчас исследовать, использовать и создавать возможности с помощью подходов sharing economy.
[1] Sharing economy (долевая экономика, shareconomy) – новая модель экономики, экономика совместного потребления, которая подразумевает, что одни люди (владельцы) предлагают свои услуги или имущество в аренду или для продажи, а потребители, в свою очередь, могут приобрести их по цене ниже рыночной. Координация происходит с помощью специально созданных для этого онлайн-сервисов или платформ. [2] Каршеринг (англ. carsharing) – вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой, обычно используемый для коротких внутригородских поездок. Каршеринг предполагает возможность вернуть автомобиль в любом из пунктов обслуживания. (Определение из Википедии) [3] «Уберизация экономики» – новый термин, производное от сервиса Uber – одного из самых популярных сервисов sharing economy, оно обозначает распространение модели и рост числа сервисов sharing economy, подобных Uber. Короткое определение дает Нассим Талеб в своем твиттере: «Уберизация – это устранение посредников».
Текст: Татьяна Честина, директор по развитию движения ЭКА
Обсудить статью и следить за новостями сайта на страницах в социальных сетях Facebook и Вконтакте