Социальный предприниматель и художник Михаил Бронский вырос в Шенкурском районе Архангельской области. Закончил Петербургский государственный университет путей сообщения, работал в православном издательстве, изучал историю родного края, реализовывал социальные проекты в своем районе – например, создал Фонд сохранения традиционной культуры Севера «Богословский фонд». Михаил Бронский–один из организаторов фестиваля ткачества и народных ремесел в Шенкурске «Евдокиевские дни», проводит бизнес-тренинги, пленэры и мастер-классы по живописи. В ноябре Михаил со своим проектом «BRONSKI – больше, чем чай» будет представлять нашу страну в международном финале конкурса Creative Business Cup 2016 в Копенгагене.
«BRONSKI» – это травяные сборы на основе ферментированного листа иван-чая, высушенного в русской печи, упакованные в расписанные вручную крафтовые пакеты. Заняться им Михаил Бронский решил 11 лет назад, благо в окрестностях его родной деревни иван-чая росло немало. Сейчас у Михаила и его семьи несколько производственных участков, налаженные точки сбыта, договоренности с инвесторами и большие планы на то, как возродить интерес к русской деревне. Обо всем этом Михаил Бронский рассказал нам.
Иван-чай для тела и души
Иван-чай всегда мне нравился как цветок. Еще в детстве я спрашивал у бабушки: а почему он так называется – из него готовят чай? Но тогда чай у нас уже не делали, поэтому я начал изучать его и экспериментировать с приготовлением чая, уже став взрослым.
Я заметил, что те, кто начинает пить иван-чай, пьют его неделями и не могут напиться, он им заменяет и обычный черный чай, и даже кофе. Ощущение, что организм таким образом восполняет необходимые питательные вещества, как будто обнаружив источник живой воды.
Специальных современных анализов свойств иван-чая нет, могу судить только по исследованиям, которые есть в советских травниках, и по отзывам.
Иван-чай – хорошее успокаивающее, поэтому его «на ходу» пить невозможно: делаешь один–два глотка, садишься и «пусть весь мир подождет». Он располагает к разговору и к неспешности. Очень созерцательный напиток.
Человек, употребляющий иван-чай, начинает обращать внимание на себя, задумываться о каких-то вещах, ему становится интересно, что с ним происходит. Причем это не связано с изменением сознания, а просто организм начинает себя хорошо чувствовать. Люди лучше спят, настроение у них поднимается. Помимо этого, иван-чай нормализует давление, он хорошее мочегонное. У него есть терапевтический эффект, но при этом он не является лекарственным сырьем. Если с лекарственными травами надо обращаться с осторожностью и следить за дозировкой и реакцией организма, то иван-чай можно пить сколько угодно, употреблять его как пищевой продукт. Жалоб и отрицательных отзывов я не слышал. Родители рассказывают, что дети воротят нос от трав, а иван-чай пьют охотно. Историй, когда люди с помощью иван-чая поправляют здоровье, – очень много.
Иван-чай часто растет на пожарищах, это растение, которое восстанавливает почвенный покров. В советское время агрономы даже хотели ввести иван-чай в число сельскохозяйственных культур. Этого не произошло, но после 1990-х многие поля пахать перестали, что «помогло» иван-чаю распространиться по всей стране.
Я специально изучал вопрос, бывал на китайских чайных церемониях и понял, в чем главное отличие иван-чая от китайского черного чая. Там, чтобы достигнуть успокоения, надо включить музыку, подготовиться, посвятить этому время. А иван-чай ничего не требует – заливаешь в кружку и уже на втором глотке переходишь в состояние мирного духа. Китайский чай содержит много кофеина, влияющего на психику человека, в иван-чае же он отсутствует, пользы в нем куда больше.
Ручной труд на всех этапах производства
В этом году заготовкой иван-чая у нас занимаются шесть производственных участков в пяти районах Архангельской области. Каждый такой участок – это семья из 6–8 человек, которая может нанять себе помощников по своему усмотрению. Все необходимое оборудование мы предоставляем. Это пилотный проект, посмотрим, будет ли ожидаемый результат и какие возникнут сложности.
Сезон сбора чая длится не больше полутора месяцев. Можно собирать листья и в конце мая, но у них еще не слишком сформирована клетчатка, там больше влаги, чем сухой массы. Самый вкусный чай получается из листьев, собранных во время цветения, когда растение набирает полную силу.
Процесс подготовки чая творческий, в нем много нюансов, на которые надо быстро реагировать. Собранный лист должен подвялиться сутки–двое, в зависимости от погоды. Если лист будет недостаточно подвяленный, то его плохо переработает травомолка, пойдет зеленая каша, которая не будет ферментироваться.
После подвяливания лист перемалывают на травомолках, в качестве которых мы используем обычные мясорубки. Затем лист выдерживается около восьми часов,при этом надо постоянно следить за запахом – вместо аромата свежескошенной травы должен появиться густой насыщенный фруктовый запах – это значит, что ферментация закончена.
Следующий этап – лист надо быстро высушить. В домашних условиях его сушат в духовке, а то и на сковороде, все время помешивая. Но мы делаем это только в русских печах – самый вкусный чай получается именно из них, вкуснее я не пробовал. В ней сначала жар, а потом уменьшение температуры, получается оптимальная температурная встряска. При этом не теряются полезные вещества. Тут тоже важно следить за запахом – если появляется запах горелой корки, то лист испорчен.
Хороший иван-чай выдерживает от трех до десяти проливов – в зависимости от количества и крепости заварки. Он имеет насыщенный, но обязательно прозрачный раствор, приятный, слегка фруктовый привкус.В отличие от китайского черного чая у иван-чая терпкость есть только тогда, когда его слишком крепко завариваешь, но неприятного послевкусия не бывает никогда.
С момента сбора до готового продукта обычно проходит три дня. На всех стадиях требуется постоянный контроль, так что процесс достаточно трудоемкий. Один участок поставляет нам за сезон от одной до полутора тонн чая.
Готовый чай поступает к нам, мы пакуем его в крафтовые пакеты. Думали паковать все прямо на производственных участках, чтобы было проще со складированием. Но нужна гарантия качества, поэтому мы пока работаем на одном складе с определенными температурными характеристиками хранения.
Упаковка наша уникальна – чайные пакеты расписаны цветами и узорами костромских отходников (некогда мастера с Костромы ходили расписывать дома, шкафы, прялки по всему северо-западу России). Упаковку расписываем вручную –я лично и мастера по найму. Мы решили, что упаковка нашего чая должна быть не только красивой, она должна рассказывать, что в этот продукт вложено много ручного труда. На последних упаковках у нас стоит авторский знак мастера. Мы не скрываем имена тех, кто с нами работает, нам интересно построение бренда за счет такой синергии и хочется рассказывать о людях, которые делают этот продукт от начала до конца. Может быть, благодаря этому у кого-то появится желание поучиться костромской росписи или приехать в семью, которая произвела этот чай, посмотреть, как они живут.
Мы готовы встретить, познакомить со своей жизнью, научить топить печь, выпекать хлеб и шаньги, делать заготовки, работать с деревом.
Кто знает, может после этого кто-то захочет переехать в эту деревню жить. А кто-то из городских просто будет знать, куда ему обращаться за заказом тех же грибов и ягод – что будет дополнительным заработком для деревни.
Купить наш чай можно по Интернету и в розничных магазинах Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга. В Москве у нас пять точек сбыта, планируем начать продавать его и в магазинах проекта «Авоська дарит надежду». В идеале мы хотим, чтобы года через три наш проект перерос в серьезную кооперацию. Мы готовы работать по всей России.
Качественный продукт не может стоить дешево
Наш иван-чай может показаться кому-то дорогим, но если разобраться, насколько трудоемок процесс его изготовления и насколько качественным получается продукт, то становится понятно, как складывается его цена. Достойные продукты должны стоить дорого, по-другому никак. У нас считается,что если сделано в России, то должно быть дешево. Это не так. Если сделано здесь и вручную, то должно быть дорого. Я бывал в северных странах– Норвегии, Швеции, Финляндии– там у покупателя вызывает подозрение, е
сли ручная работа продается задешево. Это значит, что не такая уж она и ручная, есть подвох, она не того качества.
Да, наш иван-чай дорогой. На рынке конкуренты предлагают чай по 600 рублей, а у нас даже его себестоимость выше. Наша оптовая цена – 1,5 тысячи за килограмм. Но наш продукт гарантированно качественный, и наши производственные участки получают хорошие деньги за свою работу. Мы не можем платить меньше – иначе с нами не будут работать в следующем году. На ценообразование влияет и тот факт, что в стоимость заложена амортизация оборудования. Кроме того, за летний сезон нужно заготовить столько чая,чтобы в течение года были продажи и те, кто занят в его производстве, могли получать зарплаты. Мы платим семьям в течение года от 20 до 40 тысяч рублей в месяц в зависимости от объема продукта. Когда люди начнут понимать, что большая часть денег от стоимости продукта идет на село, чтобы там была нормальная жизнь, я думаю,многое в нашей экономике изменится к лучшему.
С реализацией иван-чая не все просто. Крупные компании считают его нишевым продуктом и не берутся за масштабное производство. Однако иван-чая становится все больше, популярность его растет благодаря сарафанному радио. Любят его и иностранцы. Например, недавно пришел такой отзыв из Мадрида: «Чай чумовой: цвета пуэра, выдержанности какой-нибудь резервы из Риберы-дель-Дуэро, больше не с чем сравнить».
Мода на деревню
Мы не только делаем и продаем иван-чай, мы стараемся познакомить городских жителей с деревенским миром, рассказать им о современной деревне. На мой взгляд, жить в городе очень тяжело во всех отношениях. Там вроде бы много возможностей, но, с другой стороны, ты жизни особо не видишь, времени не остается ни на себя, ни на детей. Это парадокс, но реальность в том, что сами горожане не могут воспользоваться всеми культурными благами, которые предоставляет город.
В деревне жить выгоднее во всех отношениях. Во-первых, жить там дешевле. При этом по возможностям в наше время Интернета деревня с городом сравнялась – ты можешь и работать удаленно, и получать информацию и новые знания. А если ты в деревне еще и классный специалист, то у тебя, в отличие от рынка с дикой конкуренцией в Москве, всегда будет работа. А еще жизнь в деревне дает возможность деятельно развиваться, полноценно видеться с родными. Я говорю о людях традиционных ценностей, тех, кому важны семья, дети, кто хотел бы жить спокойно, общаться с близкими и соседями вживую, а не по телефону и Интернету, кто хотел бы быть ближе к природе. Мечтаю, чтобы люди потянулись обратно в деревню, поехали ее сохранять, жить, работать, увидели, что там комфортно. Если политика государства изменится и в деревне станут развивать инфраструктуру, этот процесс пойдет быстрее.
Сейчас все больше людей думают о жизни вне города, потребность жить в деревне есть. И не надо этого стесняться. Есть стереотип – раз деревня, значит плохо и скучно. Ничего подобного.На селе чего только не производят. Есть масса небольших производств и возможностей. Мы проводим тренинги и на них стараемся эту идею до людей донести – нет смысла рваться куда-то далеко, вы можете создавать интересный проект здесь. Не надо думать, что только там будет счастье. Туда можно идти, чтобы выстраивать коммуникации, но себя не теряйте, живите здесь.
Наш проект направлен на то, чтобы эти возможности на селе показать, рассказать и помочь деревне свои продукты продавать. Должно стать модно поддерживать своего производителя, модно жить в деревне. Тенденция такая есть, и если это поддерживать, то страна наша так или иначе будет развиваться – потерянные в советское время и в 1990-е годы связи между городом и деревней будут восстановлены.
Беседовала Дарья Шаповалова
Фото: личный архив М. Бронского и https://new.vk.com/bronski_shop
Обсудить статью и следить за новостями сайта на страницах в социальных сетях Facebook и Вконтакте
Больше материалов о социальном предпринимательстве здесь