По прогнозам Министерства труда и соцзащиты, в 2016 году в России будет 39,4 млн получателей трудовых пенсий. Количество пенсионеров за последние три года увеличивалось примерно на 1,2 млн человек. При этом сейчас в России продолжает работать каждый третий пенсионер, а в перспективе таких людей может стать гораздо больше половины.

Однако поиск работы для возрастных специалистов остается очень непростым, особенно в кризис, когда даже возраст 45+ может стать жирным минусом в резюме. О возможностях трудоустройства специалистов старшего возраста и преимуществах таких работников мы поговорили с создателем проекта «Баба-деда» Анастасией Лазибной.

«Баба-деда» – это единственный в своем роде интернет-каталог, в котором собраны предложения для людей старшего возраста со всей России. Проект был создан в 2012 году, когда у Анастасии появилась возможность начать свое дело. Сайт проекта наполнен самой разной полезной информацией, разделенной на 11 категорий: работа, образование, страхование, медицина и уход, кружки и клубы и другие. Ресурсом ежемесячно пользуется около 170 тыс. человек.

О проекте

Создавая проект «Баба-деда», мне хотелось делать что-то, что будет нравиться и принесет пользу. Социальным предпринимательством я бы это не называла, но то, что «Баба-деда» социально значимый проект – это точно, потому что мы пытаемся решать задачи, которые относятся к числу стратегических.

В нашей стране возраст считается ограничением. Мы привыкли думать, что люди старшего возраста «не понимают», «не умеют», «не способны»… Даже своих мам мы редко воспринимаем как независимых от нас женщин. Мы думаем в первую очередь о том, что родители могут дать нам, и не предполагаем, что они могут радоваться жизни, менять свою судьбу, ездить в отпуск хотя бы. У нас нет культуры взаимодействия на равных. Может быть, это проблема воспитания, может, так сложилось исторически…

Наша задача как ресурса – помочь людям старшего возраста привнести в свою жизнь элемент фана и удовольствия. Поэтому мы собираем много информации по кружкам и секциями, чтобы люди знали, куда могут пойти на пенсии и чем себя занять.

Возможности досуга для людей старшего возраста

Количество досуговых активностей в Москве и в любом другом городе, пусть даже миллионнике, конечно, разное. В больших городах это и актерские кружки, и йога, и исторические танцы, и хор, и рукоделие и многое другое. Причем они в дополнительной рекламе не нуждаются – заняты на 100 %, к ним очередь. Нужны ли такие специализированные кружки? Да, нужны, потому что нередко люди старшего возраста стесняются, они не так быстро что-то делают, и им от этого дискомфортно. Когда они занимаются чем-то с ровесниками, они попадают в более дружелюбную среду – кругом сверстники, у них одна скорость, им там удобнее. Даже если пенсия небольшая – возможности для занятий найти можно, много всего проводится бесплатно.

 «Подиум зрелой красоты»

Помимо работы с сайтом, у команды проекта «Баба-деда» есть и офлайн-мероприятия. Уже дважды в культурном центре «ЗИЛ» мы устраивали «Подиум зрелой красоты», второй раз – при поддержке московского оператора связи МГТС. Мы показываем российскому обществу красивых женщин старше 50 лет. Цель – изменить отношение к женщинам зрелого возраста. Их обычно воспринимают как дачниц, нянь, бабушек, как матерей, которые что-то должны даже взрослым детям. И очень редко в них видят красивых, успешных, независимых женщин. После подиума мы поняли, что женщинам мало раз в год чувствовать себя звездами, договорились с модными брендами и запустили серию модных мастер-классов для женщин старшего возраста. На них стилисты модных брендов примерно раз в месяц рассказывают, как правильно комбинировать одежду, как выбрать аксессуары, как определить свой цветотип.

Трудоустройство людей старшего возрастаМотивация компаний

Люди старшего возраста ищут работу. Мы проводили исследование по мотивации людей старшего возраста продолжать работать. На первом месте – финансовая мотивация, это важно в нашей стране, на втором – желание быть в обществе, не чувствовать себя в изоляции, на третьем – потребность быть полезным.

Одно из ключевых направлений работы проекта «Баба-деда» – формирование рынка труда для людей старшего возраста. У нас в стране процветает возрастная дискриминация. Мы поняли, что с этим можно справиться, только если постоянно вести просветительскую работу с компаниями. Этим мы и занимаемся, когда в офлайне собираем представителей компаний и приглашаем выступить перед ними представителей тех бизнесов, которые уже берут к себе на работу специалистов старшего возраста. Они рассказывают о своем опыте коллегам. После таких встреч очень часто те, кто считал подобных работников обузой, меняют свою точку зрения, потому что видят на примере других компаний, что благодаря этому можно улучшить отдельные операционные показатели деятельности, снизить какие-то затраты, выйти на новые рынки. Мы считаем, что такая просветительская работа будет иметь результат.

В квотирование рабочих мест для пенсионеров я не верю, компания всегда найдет способы не делать то, что она не хочет или что ей делать невыгодно. И вообще это даже не вопрос льгот, квот, компенсаций. Это вопрос мотивации компании. Мотивация должна быть рыночная. Предприниматели должны понимать, зачем им нужны специалисты старшего возраста. И это не про социальную ответственность. Это про коммерческую выгоду для бизнеса. Например, для них может открыться рынок потребителей старше 50 лет, потому что раньше их специалисты не умели общаться с такими людьми, а теперь у них есть разновозрастные консультанты, которые легко договариваются со своими сверстниками и могут им что-то продать. Такие вещи бизнес очень хорошо понимает, тогда он начинает рассматривать возрастных кандидатов наравне с другими, создавать для них новые вакансии. Давление на социальную ответственность дает разовый эффект – он заканчивается, когда в стране начинается кризис или компании становится тяжело, а рыночная мотивация дает долгосрочный результат. На мой взгляд, если у бизнеса появится осознанная и сильная мотивация брать таких людей на работу, то им и дотации будут не нужны.

Мы проводим аналитическую работу, собираем разную информацию по этой теме, которая может просветить и убедить работодателя работать с разновозрастными специалистами. И мы готовы делиться этой информацией с государством в виде кейсов для рассылок в комитеты по занятости и трудоустройству. Но государство не торопится брать эту информацию. А для начала было бы достаточно, чтобы она просто распространялась. Тогда компании начали бы задумываться.

Преимущества возрастных специалистов

Плюсы таких работников очевидны: они лояльны, снижают текучесть персонала (следовательно, компания тратит меньше средств на переобучение постоянно меняющихся сотрудников), они легко находят общий язык со своими сверстниками-клиентами. Они не будут перетягивать одеяло на себя. С ними комфортно работать и молодым коллегам. Что важно – такие сотрудники заботятся о коллегах и их времени. Им не нужен карьерный рост, по головам они не пойдут. Для них важны хорошие отношения в коллективе и возможность делиться опытом. Все хотят быть начальниками, а это люди, которые не хотят быть начальниками, потому что это вне их системы ценностей. Они просто будут хорошо делать свою работу. Это те люди, которых часто компаниям не хватает.

Они часто болеют? А это потому, что у них нет денег на нормальную еду и занятия спортом. Как только они выходят на работу, они болеют меньше. По статистике одной страховой компании, например, работники 50+ провели на больничном в два раза меньше дней по сравнению с коллегами, которым нет 30, и лишь 25 % специалистов старше 50 лет пропускали работу из-за болезни за последний год по сравнению с 50 % коллег в возрасте от 20 до 29 лет. К тому же работники старше 50 лет реже остаются дома из-за легкого недомогания или простуды, а также быстрее возвращаются в строй после болезни.
— Лишь 10% специалистов 50+ признали, что оставались на больничном дольше, чем действительно было необходимо (55% их коллег от 20 до 39 лет ответили положительно на этот же вопрос)
— Почти 30% молодых сотрудников от 20 до 39 лет рассматривают больничный в качестве «дополнительного отпуска», который они заслужили и могут взять
— 44 % молодых людей симулировали, чтобы избежать выхода на работу (только 12% людей старшего возраста делали такИсточник: исследование страховой компании RIAS

Да, иногда нужно иметь терпение и что-то им объяснять, иногда им сложнее ориентироваться в том, к чему мы уже привыкли. Но объяснение займет 10 минут, а на выходе вы получаете ответственного работника.

Наш стереотип – они негибкие. А они разные. Они по-разному мотивированы. Есть люди, которые и в старшем возрасте могли бы легко освоить новые виды деятельности и отлично работать. Но для них сейчас возможностей нет, так как в принципе работодатели закрыты. И остальных тоже можно трудоустроить, просто не на те вакансии, где нужно переобучение.

Трудоустройство в IT

В кризис возрастным специалистам найти работу, конечно, сложно. Когда плохо, людей сокращают вне зависимости от возраста. Единственный сектор, который в экономике России чувствует себя лучше, чем остальные, – это IT. В целом отрасль растет, там берут новых сотрудников. На наш взгляд, IT-сектор потенциально мог бы вобрать в себя работников старшего возраста, которым сложно найти работу, так как кризис задел традиционные виды бизнеса.

Мы задумались, каким образом интегрировать людей старшего возраста в IT. Это сложная задача. IT-технологии, инновации – это про молодых и для молодых, так думают многие компании. В тоже время есть огромное количество работ, которые в IT молодые ребята делать не любят, потому что не хотят делать рутинные операции, они лучше полгодика посидят и уйдут в другую компанию за повышением. А компания должна будет найти для себя другого человека, снова его обучить, он снова уйдет, и всё по кругу. Получается большая текучесть. Мы поняли, что возможность интеграции специалистов старшего возраста в IT лежит в этой плоскости. Так у нас появилась идея проекта «Тестировщик суперстар».

Есть разные уровни тестировщиков программного оборудования, например, Junior-тестировщики – часто туда идут люди без опыта работа, иногда 20-летние студенты. Там не нужны навыки программирования, и для этой части тестирования можно подготовить специалистов старшего возраста.

При этом важно понимать, что хорошо работать с компьютером – не значит пройти компьютерные курсы. Очень часто считают, что люди, которые отучились на компьютерных курсах и умеют включать компьютер, могут идти в IT-отрасль. Это не так – включить компьютер и тестировать программное обеспечение – разные вещи. Мы говорим о профессии, но если заниматься в интенсивном темпе, то даже с небольшими временными затратами можно на выходе получить кадры, которые работодатели готовы будут брать.

Мы уже обсуждали эту тему с крупными и средними компаниями, разработчиками интернет-сервисов и мобильных приложений. И мы знаем, что им интересно попробовать. Если команды сработаются, то тестирование может проводиться и дистанционно. Это большой плюс – по нашим исследованиям, 42 % возрастных соискателей хотели бы иметь свободный график, им было бы удобно самим планировать свой рабочий день.

Сейчас мы хотим найти поддержку и попробовать направление «Тестировщик суперстар». Мы нашли прекрасных единомышленников из IT-сферы с опытом работы в «ЛаМоде», «Яндексе» и сейчас ищем компанию, которая готова выступить спонсором. Тех, кого обучать, найти легко – только мы объявим конкурс, сразу выстроится очередь. Критерии, по которым будем отбирать: навыки работы с компьютером, знание английского языка (команды, код – все-таки на латинице) и, самое главное, мотивация. Многие говорят, что хотят найти работу, но усилия прикладывать не спешат, они не готовы на собственный апгрейд. А без этого нельзя.

Не только большим IT-компаниям нужно тестирование: у маленьких стартапов часто не хватает денег на тестировщиков. Но они им тоже нужны. Они могли бы позволить себе «тестировщика суперстар».

Но мы также понимаем, что многие не готовы учиться новой профессии, поэтому стараемся договариваться с проектами, у которых есть возможность поработать руками, на свежем воздухе – например, с Городским маркетом еды или сервисом «Наша коробочка». Они готовы брать на работу людей старшего возраста на время проведения фестивалей еды и на сборку посылок с исключительно полезной едой от российских производителей. Переобучения такой вид занятости не требует.

Компания для всех возрастов

Сейчас мы печатаем сборник «Компании для всех возрастов», там есть шесть примеров-практик от компаний, которые берут разновозрастных сотрудников. Есть прекрасный пример «Ростелекома» из Нижнего Новгорода с агентской сетью людей 50+. Их слоган «Ваш опыт – наши возможности». Это круто. Компания заинтересована в таких людях и не стыдится того, что у них такая практика. Потому что часто компании, как это ни удивительно, не гордятся, а стыдятся, думая, что все будут показывать на них пальцем и говорить, что они «для стариков». Даже с инвалидами вопрос не настолько табуирован. Взял на работу инвалида – молодец, все тебя похвалили. А если ты скажешь, что берешь людей старшего возраста, все будут думать, что ты «не инновационный и не молодежный». Многие работодатели не делают этого, потому что боятся штампов рынка.

На Западе есть рейтинги компаний, берущих специалистов старшего возраста. Мы мечтаем, чтобы хотя бы одна российская HR-премия сделала специальную номинацию «Компания для всех возрастов». Надо делать статус работодателя для разновозрастных команд престижным. Не бояться показать свою практику, а гордиться тем, что твой бизнес дает разные и равные возможности разным возрастам.

Возрастная дискриминация есть во всех странах. Раньше мы думали, что только в России все плохо, но у нас этот вопрос просто очень уж остро стоит, а так дискриминация по возрасту как явление есть везде. Мы собираем аналитику и устанавливаем связи с международными структурами, ищем ассоциации, поддерживающие людей старшего возраста, в Европе, Америке, Азии, переводим на русский язык их кейсы и видим – у них тоже есть эта проблема.

Отношение к людям старшего возраста, как и уровень развития доступной среды для инвалидов, – это маркер того, как живется обычным людям в стране. Наша кампания для всех возрастов выступает за равные возможности. Мы не говорим: «Берите только пожилых». Нет, берите на работу людей разных лет, но оценивайте профессионализм, а не возраст. Мы не говорим: «Отдавайте им предпочтение». Это неправильно. Они в чем-то лучше, в чем-то хуже, у всех есть свои плюсы и минусы. Работодатель эти плюсы и минусы должен понимать, а не руководствоваться страхами и стереотипами.

Наш проект вообще сильно отличается от многих именно тем, что мы – за рыночный подход: берите, если вам объективно нужны эти сотрудники, не надо никого жалеть и делать поблажки или скидки – это полноценные сотрудники.

Беседовала Дарья Шаповалова

Обсудить статью и следить за новостями сайта на страницах в социальных сетях Facebook и Вконтакте