Социальное предпринимательство после закрытия туристической фирмы она начала с мониторинга информации о пансионатах. Наталья живет в Санкт-Петербурге, управляет социальным бизнесом удаленно, часто приезжает в командировки в Калининград. Она отмечает, что количество пансионатов, которые предлагают услуги по уходу за пожилыми, по крайней мере, в двух столицах значительно возросло. Соответственно, растет и конкуренция. В Калининградской области конкуренция в сфере оказания услуг по уходу за пожилыми еще не такая серьезная и только начинается.
Крупный объект недвижимости, который позже переоборудовали под прием пожилых людей, Наталья приобрела в совместную собственность. Усадьба включает в себя три здания и прилегающую территорию, но Наталья считает, что здание под пансион не обязательно покупать. Его можно взять в аренду. На открытие бизнеса, по оценке социального предпринимателя, потребуется начальный капитал в размере около 100 тыс. рублей.
На первоначальном этапе Наталья затратила небольшие суммы на рекламу, чтобы набрать пожилых людей в пансион. Подопечных усадьбы обслуживают шесть сиделок. Суточное пребывание в пансионе стоит 1200 рублей. В стоимость входит проживание, питание и уход.
«Я изучила рынок, и мне пришла идея использовать здание именно под пансионат для пожилых людей. Я посетила частные дома престарелых в Калининграде, Санкт-Петербурге и съездила в Европу, чтобы посмотреть, как там организован уход за пожилыми. Мне очень повезло, потому что я встретила доктора, который сейчас работает в моем пансионе. О наших подопечных несложно заботиться, их просто нужно поддерживать и адаптировать. Мы практикуем посильную трудо- и арт-терапию, лепим, поем песни, читаем стихи, чтобы продлить им жизнь», – говорит Наталья.
Она считает, что в нашем обществе информированность о симптомах болезни Альцгеймера крайне низкая. И люди ошибочно думают, что если пожилой человек начал что-то забывать, то это признак старости, хотя на самом деле это признак заболевания. Люди «серебряного» возраста часто попадают в пансион именно в запущенной стадии болезни Альцгеймера. Если бы обращение в пансион происходило на ранних стадиях болезни, возможностей поддержать пожилых людей было бы гораздо больше.
«Люди «серебряного» возраста чувствуют себя неловко, потому что в какой-то момент начинают терять память. Им сложно понять, что именно с ними происходит, они стесняются этого состояния и не понимают, что больны.
Когда они попадают в среду, где их никто не упрекает, где их окружают сверстники с аналогичным диагнозом, они успокаиваются. А родственники сначала переживают, но потом тоже успокаиваются и могут вернуться к своей работе», – считает Наталья.
В расписание режима дня пансиона включена посильная трудотерапия и работа в саду. Пациенты не лежат в кровати – они гуляют, делают физические упражнения. По мнению Натальи, если пожилой человек переходит на постельный режим, то начинает очень быстро угасать.
Сиделки получают за суточное дежурство 2 тыс. рублей. В штате пансиона, кроме доктора, работают два повара и хозяйственный работник.
В ноябре 2015 года по итогам Всероссийского конкурса проектов «Социальный предприниматель – 2015» фонд «Наше будущее» назвал пансион «Варежкино» в числе победителей. На 5 млн рублей, выделенных фондом в качестве беспроцентного займа, было отремонтировано здание главного корпуса усадьбы.
Экспертная комиссия Ассоциации «Качество жизни» в 2015 году включила проект «Пансион «Варежкино»» в реестр инновационных проектов в качестве пилотного в соответствии с программой «Активное долголетие».
«Наш следующий шаг – это разработка информационных материалов для более молодого поколения по профилактике и ранней диагностике болезни Альцгеймера.
Мы хотим открыть лекторий и выпустить брошюры о болезни Альцгеймера, раз в месяц на открытых площадках мы готовы просвещать людей, у которых есть пожилые родственники с проблемами памяти. Ведь с помощью простых тестов можно выявить симптомы болезни, что, конечно, не отменяет обследования у врача.
Наши клиенты, к сожалению, находятся в психиатрических больницах. Но они не должны там быть, это для них может стать катастрофой, поскольку лечение психотропными препаратами очень негативно сказывается на здоровье и существенно сокращает их жизнь», – говорит Наталья.
В большинстве случаев деменция развивается постепенно, в течение нескольких месяцев или даже нескольких лет. Очень часто пожилые люди не могут вспомнить нужное слово и заменяют его другим. Со временем возникают затруднения при назывании предметов, нарушается способность читать сложные числа. Постепенно снижается речь, появляются расстройства ориентации в пространстве.
«Я вспоминаю свою бабушку, у которой в пожилом возрасте развилось старческое слабоумие. А мне в то время было 20 лет, и вместо того, чтобы принять ее, я пыталась читать ей нотации и учить жизни. Сейчас я очень сожалею об этом.
Если ваш родственник заболел, просто примите этот факт и живите дальше. Ваш близкий человек рядом, его можно потрогать, обнять, погладить. Это не просто старость, это заболевание, с которым можно жить, но нужно по-другому относиться к старости и обеспечить должный уход», – говорит Наталья.
Текст: Екатерина Сильянова
Фото: архив Натальи Орловой, https://pixabay.com