В настоящее время в Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева в рамках проекта «УчимЗнаем» реализуются уникальные программы, которые не только помогают родителям больных детей справляться с эмоциональным выгоранием, но и дают возможность получить в больничных условиях дополнительное образование и новую специальность.
Об этом интересном и полезном опыте мы попросили рассказать руководителя проекта «УчимЗнаем» Сергея Шарикова.
— Когда мы начали создавать в больнице школу для больных детей, перед нами встал вопрос: как достучаться до сердца ребенка, раскрыть его возможности и способности? Для нашей школы в Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева и в Российской детской клинической больнице это очень важный момент. И педиатры подсказали нам: если хочешь расположить к себе ребенка, нужно сначала расположить к себе его маму. Не следует забывать, что родитель изначально выступает педагогом по отношению к ребенку, даже в Семейном кодексе написано, что родитель – это первый педагог ребенка. Но когда ребенок долго и тяжело болеет, находится в условиях стационара, оторван от школы, родители должны знать, как помочь ему в этой сложной жизненной ситуации. Поэтому мы решили сделать обучающую программу для родителей, чтобы они могли грамотно помогать своим и не только своим детям учиться, общаться и преодолевать трудности, вызванные длительным лечением. Такая программа может способствовать эмоциональной реабилитации и самих родителей, ведь они тоже в ней нуждаются. К разработке программы мы пригласили Московский городской педагогический университет (МГПУ). О финансировании договорились с департаментом образования города Москвы в рамках государственной работы МГПУ.
Для нас был важен ряд моментов. Первое – обучение нужно проводить на территории клиники, так как родители должны всегда находиться рядом с больным ребенком. Второе – необходимо учитывать уровень образования родителей. А поскольку он у всех разный, то решено было разработать несколько разноуровневых образовательных программ. Презентации всех программ есть на нашем сайте в разделе «Мы вместе», с ними можно познакомиться.
Первая программа, которую мы создали совместно с МГПУ, – это программа дополнительного образования. Она дает общие знания по педагогике, чтобы родители могли оказать помощь ребенку, когда педагога нет рядом. Это программа для родителей, которые окончили среднюю школу и не имеют профессионального образования. Две другие программы предназначены для родителей с высшим образованием. Программа повышения квалификации – для тех, кто имеет педагогическую или психолого-педагогическую квалификацию. Это короткая программа, где знания по имеющейся специальности только актуализируются. По окончании обучения родители получают документ о повышении квалификации. Следующая программа, более длительная, – это программа профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации «Тьютор». Тьютор – это вполне официальная педагогическая должность. Подготовка таких специалистов пока плохо освоена системой образования. Вернее, деятельность тьютора разнонаправленна, а квалификационная характеристика по такой должности единая. При этом должность «Тьютор» вошла во все документы, связанные с организацией образовательного процесса, в перечень педагогических должностей.
В учительской среде тьютор часто воспринимается как помощник, ассистент учителя. На сегодняшний день это единая должность, созданы единые квалификационные требования к этой должности, и они существенно выше, чем требования к должности «Учитель». Почему это так? Обоснованно считается, что тьютор – это супер-педагог, потому что он должен обладать дополнительным блоком квалификационных позиций в дополнение к имеющейся квалификации учителя, он должен работать в более сложных условиях, индивидуально с ребенком, а значит, он должен быть более квалифицированным.
Как показала практика, из трех вариантов учебных программ для родителей программа подготовки тьюторов оказалась наиболее востребованной. Это связано с тем, что многие мотивированные к обучению родители имеют высшее образование, но не имеют специального педагогического. Кроме того, каждый хочет получить документ, который позволит ему реализовать себя в дальнейшем, быть рядом с больным ребенком, ребенком-инвалидом. С такой квалификацией родитель может работать тьютором в школе и других образовательных организациях. Родители, возвращаясь из Москвы в свой регион, могут устроиться на работу, быть тьютором и своего, и других детей. Это очень важный момент для них. В то же время такая программа обучения родителей больного ребенка – своего рода форма их социальной поддержки, так как многие из них за время болезни ребенка потеряли квалификацию, работу, вся их жизнь изменилась.
Мы готовим тьюторов из числа родителей наших детей уже второй год. Первый год был сложный и для родителей, и для преподавателей педагогического университета. Преподаватели привыкли работать со студентами, которые настроены на учебу, более мотивированы. А здесь другой слушатель, который лучше и больше понимает проблемы тяжело больных детей. И любое менторство могло вызвать негативную ответную реакцию. Поэтому мы сначала работали с преподавателями, обсуждали подачу материала. Включили также в учебные группы наших учителей, чтобы родителям было комфортней войти в систему обучения – с учителями они хорошо знакомы. Учителям ведь тоже нужно повышать свой уровень, и дополнительная квалификация им также необходима.
Но вы знаете, что такое обучение: начинать легко, продолжать сложно. Это определенный труд, задания. Кроме того, родитель не всегда сам распоряжается своим временем – в какой-то момент, когда идут занятия, ему может срочно понадобиться уйти, быть с ребенком. Стало понятно, что нужно сочетать очные и заочные формы обучения. Важно было отработать содержание программы, чтобы не давать лишнее. Здесь еще в чем проблема? Программа идет 250 часов, два занятия в неделю. Родитель может уехать. Поэтому использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в данных образовательных программах играет большую роль.
Первоначально мы ставили минимальные задачи, так как не знали, как пойдет этот процесс. Мы проговаривали, как бы проигрывали разные варианты и подходы к обучению родителей больных детей.
Для нас минимальной задачей было, во-первых, отвлечь родителей от больничных забот, дать понимание, как работает школа в больнице, как помочь ребенку систематически учиться независимо от имеющихся вокруг условий, какие есть для этого средства обучения и образовательные технологии. Максимальная задача – родитель должен пройти весь учебный курс, выйти на итоговую аттестацию, получить диплом и, по возможности, начать работать по новой специальности.
После первого года обучения большинство родителей, отвечая на вопрос, что им дало обучение, отмечали: «Мы стали лучше понимать своих детей, понимать, как им помочь». Многие говорили, что учились «для себя», для собственного роста. Сказать, будут ли они в дальнейшем работать тьюторами, было трудно. Но у нас и не было таких глобальных целей. Мы должны были завершить программу, понять, как ее строить дальше, на что делать акценты, как помогать родителям, как их вовлекать в учебный процесс со своими детьми, сделать их осознанными помощниками детей. Но даже тот результат, который был, – родители ходили на занятия, находили время, переживали, экзамен сдавали, – для нас был очень важен. Они вырвались из замкнутого круга, из зацикленности на больнице, на своих проблемах, немножко стали заниматься собой. Ведь, идя на занятия, надо приодеться, причесаться. Это держит людей в тонусе, дает другой ритм жизни. Мы вообще стараемся формировать атмосферу творчества, дать почувствовать, что занятия – это праздник для всех.
В прошлом году обучение проходили тридцать человек. В этом году – уже почти сто. Заработало «сарафанное радио», родители стали вовлекаться в учебный процесс гораздо активнее. Программа видоизменилась. Мы ее откорректировали, сделали более удобной для родителей.
Пример трудоустройства по новой специальности у нас пока только один. Мама из Хабаровска рассказала, что устроилась на работу тьютором. О других мы информации не имеем. Но в этом году мы поставили себе такую цель, нам важно знать, как родители использовали ту помощь, которую получили в нашей школе.
Интерес к программе колоссальный, так как это единственная программа профессиональной переподготовки для родителей больных детей. Пока такого опыта нет ни в российских регионах, ни даже в международной практике. Есть родительские школы, где учат, как справляться с болезнью ребенка, помогать ему, восстанавливать эмоциональный фон и бороться со стрессами. Но они не дают профессию. В этом смысле наша с МГПУ программа уникальна, и мы, конечно, всегда рады поделиться этим опытом.
Беседовала Виктория Подольская
Обсудить статью и следить за новостями сайта на страницах в социальных сетях Facebook и Вконтакте