Идея сделать конкурс на бесплатное обучение именно среди людей, достигших пенсионного возраста, родилась из концепции курса: стать профессиональным актером может человек любого возраста и профессии, готовый трудиться и работать над собой. «Актер театра и кино» – это совместная образовательная программа Театрального центра «Легкие люди» и Петербургского государственного института кино и телевидения, которая длится полтора года. За это время студенты успевают полностью погрузиться в профессию, попробовать себя на сцене и в съемках кино. В программе курса только профильные предметы и только практические занятия.
«Легкие люди» получили около сотни заявок на эту программу – и не только из Петербурга, но и из разных городов России, Казахстана, Белоруссии и Израиля. Вступительные испытания проходили в два этапа: на первом конкурсанты читали стихи и басни, показывали пластические этюды. Ко второму этапу конкурсантов осталось пятеро. Он проводился уже с основным набором – молодыми студентами. Этот этап состоял из собеседования и заданий комиссии. Конкурсантам было предложено подготовить совместный этюд на тему из билета. На этом этапе участники смогли показать и свою физическую активность, и творческое мышление, ничуть не уступая молодым абитуриентам. Более того, приемная комиссия отметила, что возрастные актеры намного глубже и интереснее. Налицо их жизненный эмоциональный опыт, к тому же они серьезнее относятся к работе и основательнее готовятся.
Победительница Ольга Миловидова уже учится, но и другие четверо финалистов не расстались с «Легкими людьми»: в качестве поощрительного приза все они могут учиться на различных курсах в театральной школе «Легкие люди». Участники, допущенные до второго тура, получили возможность бесплатного обучения на различных программах в Театральном центре «Легкие люди».
Ольге Витальевне – 56 лет, скоро 57, а выглядит – на сорок с небольшим. На мои комплименты привычно сказала, что спокойно и радостно принимает это известие, впрочем, как и свой возраст. Ольга Миловидова, которую «пенсионеркой» в привычном нам смысле слова назвать язык не поворачивается, – женщина незаурядная. И театру не чужая, а можно сказать – в театре своя.
Оля родилась в ленинградской актерской музыкальной семье – дедушка и бабушка пели в опере, папа — композитор. С детства Оля мечтала о сцене – сначала балетной, потом драматической. В Ленинграде талантливым школьникам попасть на драматическую сцену удавалось нередко. Потому что в ленинградском Дворце пионеров и школьников был ТЮТ – легендарный Театр юношеского творчества. Самый настоящий – с репертуаром, с залом, сценой, фойе, гримерками, цехами. В общем, театр, ставший для многих известных актеров, режиссеров, композиторов, сценаристов, художников по свету первым театром – для Николая Фоменко, Алексея Девотченко, Владимира Вардунаса, Вадима Фиссона, Глеба Фильштинского и многих других. ТЮТом с 1974 года бессменно руководит Евгений Юрьевич Сазонов, который, кстати, по первой профессии – детский врач. Ольга Миловидова с гордостью вспоминает о том, что она ученица Сазонова. Юную Олю Миловидову можно найти и в интернете – как исполнительницу роли пионерки Нины Покусаевой в популярнейшем в семидесятые годы телевизионном фильме «Скачу за радугой» по повести Юзефа Принцева.
То, что сейчас Ольга начала учиться на курсе в «Легких людях», она воспринимает как подарок судьбы и ее виток:
«Ровно сорок лет назад, когда мне исполнилось 17 лет и я собиралась поступать, между театральным институтом и университетом был выбран университет, филфак, финское отделение, можно сказать, что во мне тогда здравый смысл победил».
Ольга не наступала на горло собственной песне, нет. Учиться на финском отделении филфака ЛГУ было интересно, карьеру Ольга сделала прекрасную. Хотя, нет, про карьеру – как-то официально. Ольга работала с радостью, увлечением и вдохновенно. Университетский диплом с отличием, работа – секретарь общества «СССР – Финляндия», поездки по СССР с финнами, в том числе с премьер-министром, знакомство с Астрид Линдгрен. Первая поездка в Финляндию в 1984-м.
А потом Ольга, которая встречала в Ленинграде группы финских школьников, решила, что в городе не хватает школы с углубленным изучением финского языка. И сделала все, чтобы в 1989 году такая школа появилась. Она стала в ней заместителем директора. Этот год для нее оказался важнейшим в жизни: «Три события определили многие дальнейшие годы – начало работы в школе, рождение сына буквально через месяц и падение Берлинской стены, изменившее мир, а не только мою жизнь».
В 2002 году Ольга в финском университете Йювяскюля защитила диссертацию – на финском языке. Ушла из школы на кафедру межкультурной коммуникации в Педагогический университет имени Герцена – чтобы обучать преподавателей финского языка, которых не хватало и, кстати, не хватает сейчас. Защитилась в 2007-м теперь уже на русском, получила степень кандидата педагогических наук. В свою школу Ольга вернулась совсем недавно – в 2014 году, снова стала заместителем директора, работает над здоровьесберегающими технологиями – и тут пригождается опыт соседней Финляндии.
И конечно, как у настоящей петербурженки – выставки, премьеры, концерты, спорт, поездки за город.
Участие в конкурсе «Легких людей» Ольга назвала «невероятным вызовом судьбы». Про конкурс ей в соцсети написала знакомая. В пространстве «Арт Муза», где базируется Театральный центр «Легкие люди», Ольга бывала – она играет в интеллектуальные игры, и ее команда здесь выступала.
Ольга отправила заявку, пришла на первый тур, оказалась среди финалистов. На первом туре читала классическую басню про то, как «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру». Так вот, Ольга умудрилась это все прочесть от имени Сыра. И стала финалисткой. Во втором туре победила. И вот – начала учиться. Правда, пришлось, оставаясь заместителем директора школы, пока перестать преподавать в школе финский – совпадает с занятиями актерским мастерством.
«Сын, родители и друг – все поддержали меня, поздравили с успехом, – говорит Ольга. – Расписание плотное – в среду занятия вечером, в субботу – утром, днем – в воскресенье, но мне понравилось, что чрез полтора года будет не только сценический финал с цветами и аплодисментами, а государственный диплом актера театра и кино, о котором я мечтала сорок лет назад». В сущности, Ольга и всю свою научно-педагогическую жизнь не прекращала играть на сцене. Недавно была премьера спектакля в школе и не только – «Рода нашего напевы», поставленного по эпосу «Калевала» молодым режиссером Айной Яккола. Ольга играла старуху Лоухи. Она смеется – любимую «Калевалу» играла не раз, в юности была красавицей Айно, потом матерью удалого охотника Лемминкяйнена, а теперь почему не сыграть и Лоухи.
Вообще Ольга видит себя не скрывающей возраста, сильной и свободной. «Мне всегда нравилась Коко Шанель, которая говорила, что лучше морщины на лице, чем на чулках, женщина в пятьдесят и старше приходит к ощущению свободы и независимости. И у меня есть счастье – мой сын, который, когда я затосковала и начала «заедать» стрессы, отправил меня на финскую ходьбу, увлек ею, к 50-летнему моему дню рождения подарил мне собаку, помогает мне во всем», – говорит Ольга.
Таня Вайнштейн, художественный руководитель Театрального центра «Легкие люди» площадки «Скороход» и автор программы полуторагодовой профессиональной переподготовки артистов, уверена, что возраст – не преграда, чтобы узнавать новое, получать актерскую профессию и вообще учиться и работать над собой. Бабушка Тани в 82 года решила учить арабский и за три года выучила, это был ее шестой иностранный язык.
Таня рассказала, что все люди старшего поколения, кто принял участие в конкурсе на получение гранта, так или иначе были связаны в жизни с театром, музыкой, кино – кто-то имел сценический и кинематографический опыт, кто-то даже режиссерский.
«Наш грант для людей старшего возраста – это не про помощь нуждающимся, а про разрушение стереотипов, – уверена Таня. – Про то, что эйджизм – это плохо, что самой старшей студентке, которая когда-либо училась в «Легких людях», было 72 года, и она прекрасно училась».
Текст: Галина Артеменко
Фото: архив Миловидовой О., https://pixabay.com